ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область

 

«Троллинг: как ему противостоять в сети Интернет и на улице» 

Хоменко О.В., заместитель директора по УВР

Троллинг это вызывающее поведение, оскорбления и провокации в интернете и не только.
Что это такое?
Троллинг – это слово английского происхождения («ловля рыбы на блесну»). Его синонимы в русском языке подобрать довольно трудно. Наиболее подходящими будут слова: искушение, провокация, подстрекательство. Троллингом можно назвать любой вид поведения, призванный вывести кого-либо из себя или просто над этим кем-либо хорошенько поиздеваться.
А так ли это опасно???
Может возникнуть вопрос: А какое отношение это имеет к нашим детям? Они же наверняка не сделали ничего плохого, никогда сами не лезут на рожон. Неужели кому- то придёт в голову над ними издеваться?
Ситуация: ваш ребёнок идёт по улице. К нему подходят двое ребят и задают вопрос: А чё ты в такой рубашке клетчатой? Это модно что ли? Или. А чё у тебя причёска такая странная, ты лох что ли?
Как поведёт себя ребёнок в данной ситуации, если он не знаком с таким социальным явлением, как троллинг?
В сети Интернет тролль может испортить обсуждение, распространить вредный совет либо деструктивную идею, разрушить чувство взаимного доверия в сообществе. И это сделать гораздо проще, чем в реальной жизни, т.к. в интернете такой человек остаётся анонимом. Негативное воздействие провокатора может быть направлено на вашего ребёнка индивидуально.
Как он поведёт себя, если он не знаком с таким явлением как троллинг и не знает элементарных правил поведения? Провокаторы могут встретиться нам где угодно и когда угодно, поэтому опасность троллинга подстерегает везде.
Троллинг опасен тем, что подвергаясь обидам, унижениям, человек испытывает психологический дискомфорт, который может привести как к необдуманным , порой противоправным действиям, так и к депрессии и нервным расстройствам. Часто бывает, что троллинг может перерасти в буллинг. Но если правильно повести себя на первом этапе, можно избежать серьёзных последствий.
Кто они- эти провокаторы?
Тролли ищут внимания в такой извращённой форме просто потому, что они имеют крайне низкую самооценку и не имеют никаких других способов привлечь к себе внимание (среди троллей почти никогда не попадается умных или интересных людей - им просто нечего сказать). Как правило, в реальной жизни тролли социопатичны и часто имеют проблемы в личной жизни. Сам факт того, что тролля кто-то заметил и ему ответил повышает троллю самооценку. Следующее желание тролля - стащить собеседника на свой уровень (и, если получится, унизить его потоком хамства и инсинуаций). они не считают нужным быть вежливыми, проявлять уважение к собеседникам или утруждать себя пониманием того, что им пытаются объяснить. Типичный тролль абсолютно невосприимчив к критике в свой адрес, к доводам разума, к логике или к апелляциям к морали. Потому тролля невозможно переубедить или перевоспитать.
Провокаторов можно разделить на 3 большие группы.
Для провокаторов-любителей основным «видом деятельности» является наблюдение за процессом. Причём, наблюдение на расстоянии. Эти люди часто поддаются влиянию своих же эмоций, т.к. не умеют их контролировать. Если вдруг провокатор-любитель почувствовал, что, например, точка зрения другого человека резко отличается от его позиции, то он непременно выразит это, спроецировав на собеседника свою агрессию. Хотя, выражение его позиции может выражаться не только в агрессивных нападках, но также в слезах, игнорировании и т.п.
Провокаторы-властолюбцы отличаются несколько иным «подходом». Их целью является получение ощущения своей власти, значимости, контроля над ситуациями и людьми. Если человек, с которым они общаются, начинает бурно реагировать на их поведение, то для них он будет «лучшим» собеседником. При помощи провокаций провокаторы-властолюбцы выявляют психологически сильных и слабых людей. А провокаторы-стратеги – это люди, которые посредством манипуляций другими добиваются своих целей. Они могут говорить за спиной, плести интриги, пускать сплетни и заниматься другими подобными вещами.

Но любой провокатор общаясь с вами на улице или в сети, всегда пытается стать ведущим в Вашем разговоре. Он задаёт тему разговора и поддерживает её, следит, чтобы вы не отходили от темы. Он задаёт вопросы, пытаясь заставить Вас отвечать или даже оправдываться. Он пытается «задавить» вас темпом разговора, тоном, неожиданными высказываниями. Он ставит вас в двусмысленную ситуацию (у детей – «берёт на «слабо»)
Пример: Ты настоящий пацан? –Да. Значит – ты смелый, отвечаешь за свои слова. – Да. Слабо сейчас доказать, что ты пацан. Иди и сделай .......
Ребёнок оказывается в противоречивой ситуации. Не пойти и не сделать – значит повести себя не по- пацански, потерять авторитете среди сверстников, пойти и сделать – совершить плохой поступок, правонарушение, потерять ценную вещь.
Как себя вести?
При столкновении с любой ситуацией провокации не нужно уделять много внимания на нужно, я не понимаю и т.д. Делая это, мы теряем нить событий и начинаем «плясать под дудочку» провокатора. И делать этого ни в коем случае нельзя. Вместо этого нужно Стратегия поведения.
1.Учитывая то, что основной задачей провокатора является нарушение эмоционального баланса другого человека и вызов острых отрицательных реакций, самым верным способом действовать будет не что иное, как сохранение спокойствия и осознанности. Таким образом человек сможет не только остаться непоколебим, но и вызвать эмоциональный дисбаланс в провокаторе, не оправдав его ожиданий.
Для того чтобы не дать себе «закипеть» можно сделать несколько простых действий:
o Вспомнить о том, что твоя реакция – это только твой выбор
o Сосчитать про себя до десяти
o Сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов

2. Соблюдать спокойствие во время разговора. Общение размеренным, уверенным и неспешным тоном наоборот заставляет «зарвавшегося» снизить темп и риторику. Иногда лучше прервать разговор и уйти, но это только в том случае, если с провокатором вам больше не придётся общаться. Нужно говорить жёстче, используя слова «только так», «однозначно». Не использовать – «может быть», «вероятно»....

3. Уточнить намерения провокатора, задавая ему прямые вопросу по поводу того, что он хочет. Например, вопрос: «Верно ли я понимаю, что ты хочешь спровоцировать меня на....?» и т.п. При общении с троллем в Интернете нужно постоянно возвращать его в область реальных фактов. На любое его утверждение нужно задавать вопросы:
- откуда вы это знаете?
- почему вы думаете, что это именно так?
- из какого источника вы получили эту информацию?
Нужно постараться показать всем его невежество и некомпетентность.
В разговоре нужно постараться перехватить инициативу, самому задавать вопросы, можно сменить тему разговора и т.д.

4. Веди предметный диалог, грамотно возражая оппоненту, предъявляя доказательства. Пример: «Да ты слабак! Ты не решился ... бросить камень в окно...
Ответ: вы заблуждаетесь. Я точно не слабак. Я выиграл соревнования (выполнил нормы ГТО, бегаю100 метровку за... и т.д.). Главное не оправдываться.

5. Отлично действует тактика шутливых ответов.
Пример: Техника «Я намного хуже»... – Ты разгильдяй! – Да нет, я намного хуже. Более того, у меня еще и с ... проблемы! – Я смотрю, ты в проблемах погряз. – Да что ты, все намного хуже... – У тебя плохие друзья! – А родственники у меня еще хуже.
Таких тактик достаточно много. Все они учат держать удар. Необходимо помочь ребёнку овладеть этими тактиками.

6. Никогда не оскорбляйте провокатора. С одной стороны – это то, чего он добивался от вас, пытаясь стянуть вас на свой уровень. То есть в такой ситуации можно говорить о победе провокатора. С другой стороны – оскорбление может дать повод к физическому воздействию. Нужно помнить – здоровье всего дороже. Нужно помнить – отступить – это не всегда проиграть.
В большинстве случаев, нужно дать провокатору возможность сохранить лицо, иначе конфликт может перерасти в более серьёзную стадию.
В виртуальном пространстве немного проще, так как отсутствует прямой контакт, поэтому общий совет один.
Не вступайте ни в какие дискуссии с троллем. Если Вы попытались ему что-то объяснить - он победил, потому что Вы потратили на него усилия, время и внимание, которые он демонстративно проигнорирует. Если Вы попытались его оскорбить - он победил, потому что он Вас стащил на свой уровень общения. Если Вы начали ему отвечать, но потом перестали разговаривать - он победил, потому что он решил, что ему удалось Вас обидеть или что Вам нечего ответить (и он потом будет хвастаться, что он Вас "слил"). Самое страшное для тролля - когда на него не обращают внимания.
Самое полезное, что Вы можете написать - это напомнить другим участникам дискуссии, что не надо вступать в препинания с троллем (всё чаще на сетевых форумах это формулируется как "НЕ КОРМИТЕ ТРОЛЛЕЙ!").
Как может помочь школа?
Правило 1. Осведомлён, значит вооружён.
Работа образовательной организации по профилактике социальной агрессии должна начинаться с ознакомления коллектива педагогов с различными её проявлениями. На практических занятиях и тренингах говорить педагогам о том, что к случаям провокации и рассказам о них нужно относиться серьёзно. Учитель должен знать какой дать совет обратившемуся за помощью обучающемуся. Необходимо контролировать ситуацию в школе – в «зонах риска» (вестибюли, раздевалки, спортивный зал и т.д.). Уже после того, как обучились педагоги, они должны доносить до обучающихся информацию о социальной агрессии и стратегии поведения при столкновении с ней. Конечно, традиционные формы работы, такие как беседа, не вызовут заинтересованности подростков. Подойдут такие формы, как дискуссия, обсуждение ситуаций, вечер вопросов и ответов. Чтобы заинтересовать, необходимо вовлечь в обсуждение проблемы детей. Родители также знакомятся с вопросами социально агрессивного поведения и тактикой противостояния ему. Ведь в трудный момент, дети очень часто идут именно к родителям, поэтому они должны быть «подкованы» в этом вопросе.
Правило 2. Помогаем познать себя.
Огромную роль в школе играет социально – психологическая служба. Психолог совместно с классным руководителем систематически проводит занятия и тренинги по вопросам управления эмоциями, выявления своих «слабых мест» самими учениками. На занятия дети ходят очень охотно, потому что одним из ведущих мотивов в подростковом возрасте является познание собственного «Я», самоопределение. Главное –не превращать эти занятия в занудные заунывные лекции, а проводить их при живом участии учеников.
Правило 3. Вступать в контакт с социумом! Учиться общению!
Девизом нашего лицея являются слова нашего директора «Мы не только хорошо учим, мы учим тому, что пригодится в жизни». Социализация – вот главная задача нашей ОО. Программа развития носит название «Социально – активная школа инновационного развития», инновационная площадка на базе лицея – «создание модели Центра социализации, профориентации и развития на основе социальных практик». Поэтому формированию социальной и коммуникативной компетенции мы уделяем огромное внимание. В нашем лицее работает волонтёрский отряд «Шанс» (в него входят старшеклассники). В самом волонтёрском отряде несколько подразделений, которые занимаются решением различных социально острых вопросов: помощь ветеранам, инвалидам, пожилым людям; работа с «трудными» детьми и детьми «группа риска»; шефская работа с воспитанниками детских садов, пропаганда здорового образа жизни, борьба с проявлениями социальной агрессии и обучение толерантности. Акции – это технологии непрямого обучения. Являясь участником акции, ребёнок самостоятельно присваивает ценности, осваивает социальные роли, учится общению. Формы акций различны: игра, квест, митинг, флэшмоб, конкурс, концерт и т.д. Социальные акции, которые организуют и в которых принимают участие волонтёры, предполагают общение с большим количеством людей, а значит, дети практикуются в общении, учатся реагировать на различные ситуации. Пока это репетиция, но без неё успешно выступить на сцене жизни не удастся.
Правило 4. Не ограничиваться одноразовыми акциями.
Работа по профилактике и противостоянию социальной агрессии – это обязательно системный процесс. Одноразовые акции - это не выход из ситуации. В план воспитательной работы школы включён план работы волонтёрских отрядов по направлениям. Каждой акции предшествует работа психолога и классного руководителя. Только так можно добиться результата.
И тогда наши дети научаться виртуозно общаться, умело выходить из щекотливых ситуаций, как герои мультфильма «Иван – царевич и серый волк», где на главных героев обрушивается агрессия Кощея Бессмертного. Посмотрите, как они ему противостоят.
Просмотр мультфильма.

Это, конечно, была небольшая эмоциональная разрядка. А если серьёзно, то проблему троллинга и буллинга не нужно обходить стороной и замалчивать. «Не поддавайся настроению духа того, кто тебя оскорбляет, и не становись на тот путь, на который бы ему хотелось увлечь тебя.» Марк Аврелий.
Научить детей, как это делать – и есть одна из многочисленных задач школы.

Вся информация о школах и подача заявления на зачисление

ОПРОС НОКО

ОПРОС НОКО

Задать вопрос

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

ГОСУСЛУГИ

Электронный журнал

Электронный дневник / журнал

Запись в первый класс

Запись в первый класс

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

8 800 200 01 22