ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область

Психологическая подготовка старшеклассника к итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ)

Автор: Савченко Игорь Анатольевич, психолог

Всего несколько месяцев осталось до государственной итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования. То есть ребят, заканчивающих обучение в девятых и одиннадцатых классах без академических задолженностей, ожидает сдача экзаменов.

Любой экзамен, конечно, испытание и стресс для ученика. О том, как справляться со стрессом, мы обязательно поговорим непосредственно перед началом экзаменационной сессии. Сейчас же хотелось бы обсудить вопросы, связанные с подготовкой к итоговой проверке знаний. Как помочь ребенку подготовиться к сдаче экзамена? Что могут сделать для этого учителя и родители? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Трудности, возникающие у ребенка в ходе итоговой аттестации, как правило, связаны либо с процедурой экзамена, либо с индивидуальными особенностями самого ученика.

Отчего возникают процедурные трудности? Прежде всего, они связаны с формой проведения экзамена, то есть с тем, что проводится он в форме теста. Если за рубежом ученики заканчивают выполнением теста изучение практически каждой темы почти любого предмета, то в нашей стране ребенок сталкивается с тестированием знаний на итоговом экзамене едва ли не впервые в жизни! И это несмотря на то, что для успешного выполнения тестов необходим целый ряд особых навыков: умение в каждом вопросе выделять главное и отличать его от второстепенного, умение работать с фактами, вырванными из общего контекста, умение находить логические связи в заданиях и др. Кроме того, дополнительный стресс может вызывать то, что экзамен принимают незнакомые учителя, что недостаточно ясны организационные моменты: из каких этапов он состоит; чем можно, а чем нельзя пользоваться во время работы; о чем можно спросить или попросить учителя; неуверенность в том, какие бланки и как нужно заполнять, и др.

Спровоцировать трудности могут некоторые индивидуальные особенности учеников: уровень самостоятельности, организованности, уровень развития познавательных функций (внимания, памяти, мышления), особенности эмоциональной сферы (уровни тревожности, самооценки, уверенности в своих силах, уравновешенность и др.).

И. В. Антошкина и Т. А. Круглова составили рейтинг наиболее значимых трудностей выпускников:

1. Неадекватные и нереалистические установки по поводу ЕГЭ.

Сильный эмоциональный негатив и ярко выраженные предубеждения — вот первая в нашем рейтинге трудность, с которой сталкивается выпускник.

2. Отсутствие осведомленности по поводу возможных стратегий деятельности. Абсолютное большинство учащихся не имеют осознанной стратегии и даже не подозревают о возможности ее существования. В крайнем случае, они просто пропускают незнакомые им вопросы.

3. Высокий уровень тревоги. Тревога это энергоемкое занятие, Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается. Поэтому очень важно уже на этапе подготовки к ЕГЭ научиться снижать уровень тревоги. Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением».

Таким образом, прохождение итоговых аттестаций связано с целым рядом специфических трудностей, как организационно-педагогических, так и психологических. Сдачу экзамена можно сделать значительно более успешной, если заранее провести с детьми подготовительную работу.

Наиболее значимую роль в подготовке учеников к итоговой аттестации, безусловно, должен сыграть учитель. Эксперты сходятся во мнении: начинать имеет смысл с ознакомления ребят с процедурой тестирования. Это тем более важно, что учителя-предметники, как правило, особенное внимание при подготовке учеников к экзамену стараются уделить содержанию материала, а процедурные моменты рассматривают, как второстепенные. Конкретно, такая работа может быть организована в разных формах. Это могут быть рассказы учителя об основных процедурных моментах экзамена (общая ситуация экзамена: обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами; начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена; раздача конвертов с материалами экзамена; начало работы: заполнение бланков и т. д.); просмотр видеозаписей основных моментов экзамена; моделирование в игровой форме основных этапов экзамена, — все это с последующим обсуждением и ответами на вопросы.

Самостоятельной задачей подготовки, по мнению экспертов, должно стать формирование у учеников адекватного реалистичного мнения о ГИА и ЕГЭ. Дело в том, что экзамен в форме теста относительно новая форма итоговой аттестации в нашей стране. Её введение сопровождалось многими спорами и неоднозначным отношением в обществе, что породило множество предубеждений и мифов как в педагогической и родительской среде, так и, как следствие, в среде учеников. Организация групповой дискуссии с выпускниками, на которой ребята могли бы обсудить свои позиции и мнения, поделиться своими соображениями, выразить тревогу и страхи, даст возможность сформировать конструктивное, позитивное отношение к экзамену.

Отдельное важное направление подготовки к экзамену — формирование эффективной стратегии деятельности ребенка на экзамене. Прежде всего, конечно, речь должна идти о выявлении уже существующих особенностей учебной деятельности выпускников. В этом могут помочь и диагностика психолога, и самоанализ самого ученика (он важен не только для получения полезной информации, но и как одно из средств повышения активности и ответственности ребенка), и экспертные оценки педагогов, хорошо знающих ребенка. Тем самым выявляются сильные и слабые стороны каждого ученика, «места наименьшего сопротивления», то есть особенности экзамена, которые могут вызывать максимальные трудности. На основе полученных данных, для каждого ребенка, а также для педагогов и родителей разрабатываются адресные рекомендации, которые могут быть озвучены всем заинтересованным сторонам устно, например, на индивидуальной консультации, или предложены в письменной форме персональной памятки.

Учитывая изложенное, осмелюсь сформулировать несколько советов.
Советы педагогам

Обдумайте свое отношение к форме проведения итоговой аттестации. На сколько ваши собственные установки реалистичны и конструктивны? Опыт многих учителей свидетельствует, что формированию конструктивных установок значительно способствует понимание ГИА и ЕГЭ как необходимого структурного элемента школьной системы, отношение к предстоящей итоговой аттестации не как к проблеме, а как к педагогической задаче, для решения которой необходимо подобрать соответствующие методические средства.
Обеспечьте планомерность и последовательность подготовительной работы. Поддерживайте разумный баланс ресурсно-ориентированной стратегии, направленной на поиск сильных сторон учащихся, путей их использования как на этапе подготовки, так и на самом экзамене, и технологически-ориентированной стратегии, цель которой освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.
Ученики значительно успешнее будут справляться с процедурами ГИА и ЕГЭ, если в процессе всего обучения в школе активно использовались тестовые технологии. Сегодня публикуются сборники тестов разного уровня практически по всем школьным предметам. Используя их периодически для контроля знаний на своих уроках, можно не только оценить уровень освоения материала учениками, но и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями. Конечно, учитель может составлять тесты по разным темам своего предмета и самостоятельно.
При подготовке к экзаменам не стоит использовать натаскивание старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности. Малейшее отклонение экзаменационного задания от привычного будет вызывать у детей растерянность, шок, чувство беспомощности, а значит и резкий рост ошибок.
Позаботьтесь об информационной поддержке учащихся. Речь идет о составлении (совместно с психологом, методистом, другими педагогами) и выпуске различных информационных материалов — буклетов, памяток, брошюр и т. п. Рекомендуется оформить стенд с информацией для учеников, разместить рекомендации на сайте школы.
Классному руководителю выпускного класса не стоит считать исключительно себя ответственным за успешность прохождения итоговой аттестации учениками. Процесс образования метафорически можно представить как возведение дома, в закладку фундамента и строительство стен которого внесли свой вклад все педагоги, работавшие с ребенком. Хотя на «финишной прямой» роль классного руководителя, конечно, трудно переоценить.

Советы родителям

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных форм контроля знаний.
Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

Советы старшеклассникам

При подготовке к экзамену чаще всего используют одну из следующих стратегий:

— «Выучить все от начала до конца»,

— «Постараться более-менее полно охватить весь материал, но особо обратить внимание на ряд тем»,

— «Сосредоточиться на наиболее трудных темах, а более легкие и так вспомнятся»,

— «Сосредоточиться на наиболее интересных и легких темах, поскольку так удастся успеть их быстрее повторить»,

— «Спросить у учителя, какие темы самые важные, их и повторить»,

— «Отобрать основные принципы и концепции, а также фактологический материал, который их подтверждает, а остальное можно будет „вывести" из этого» и др.

Какая из стратегий помогает более успешно подготовиться и сдать экзамен, каждый решает сам, исходя из собственного опыта и стиля учебы. Однако ниже будут представлены некоторые приемы и рекомендации, позволяющие улучшить эффективность подготовки.

Создайте себе необходимые условия для подготовки. Как, когда и где подготовка проходит успешнее? Утром, днем или вечером? Дома, в школе или, может быть, в читальном зале библиотеки? Сидя в кресле или на стуле за столом? В полной тишине или, включив музыку? В тепле или в прохладе? До еды или на сытый желудок?
Приложите усилие, чтобы заставить себя заняться подготовкой к экзамену. Всегда найдутся срочные и неотложные дела, которые нужно выполнить прямо сейчас: уборка, телефонный звонок, выполнение чьей-то просьбы и многое-многое другое, что никак не позволяет взяться за подготовку. Будьте настойчивы! Назначив заранее время, — не отступайте! Беритесь за дело сразу, без всякой подготовки и раскачки. Установите себе норму, например, — одна тема. Подготовили тему — некоторое время отдохните, отвлекитесь на другие дела. Вообще, закончив каждый отдельный этап подготовки (например, одной темы), мысленно похвалите себя и вознаградите каким-нибудь маленьким удовольствием. Можно или разрешить себе съесть что-то вкусное, или посмотреть интересную (короткую!) передачу по телевизору и т. д.
Готовиться лучше в одиночестве. В противном случае все кончается длинными разговорами и пустой тратой времени.
Если во время подготовки отвлекают какие-то мысли (нужно не забыть что-то сделать или кому-то позвонить и др.), запишите их и продолжайте подготовку до заранее запланированного времени перерыва. Если же вы чувствуете, что мысли и вовсе «ушли» от повторяемого материала, свободно «блуждают» по не имеющим отношения к подготовке темам, лучше сделать короткий незапланированный перерыв, а затем, вновь постараться сосредоточиться на работе.
Определитесь с объемом материала, который будете повторять: есть ли у вас учебник, какие-то методические пособия и т. д. Не собирайте кипы книг разных авторов. Какая именно литература должна быть изучена, нужно узнать у учителя. Важно найти «золотую середину» — достаточное, но не избыточное количество материала.
Обращайтесь за дополнительной информацией к друзьям или сети Интернет с осторожностью и только в том случае, когда точно представляете, что именно хотите узнать. В иных случаях поиск и выяснение информации может затянуться надолго и не дать желаемых результатов.
В развитии каждой темы есть определенная логика. Поняв ее и изобразив на листе бумаги в виде схемы, вы сможете лучше запомнить материал. Вообще, для лучшего запоминания всегда имеет смысл рисовать схемы, диаграммы, просто поясняющие картинки к изучаемому материалу. Очень хорошим подспорьем как при изучении материала, так и при подготовке к экзаменам может стать создание интеллект-карт по отдельным темам и всему курсу в целом (Что такое интеллект карты и как их рисовать можно узнать на сайте www.mind-map.ru).
Используйте диктофон (как отдельный прибор или имеющийся в составе сотового телефона, аудиоплеера). На диктофон можно наговорить (или начитать) основные положения курса, а затем прослушивать их в свободное время. Лучше запомнится текст, который вы проговорите своими словами, четко и не слишком быстро.
Не забывайте про разумный баланс работы и отдыха. В период подготовки к экзаменам периодически нужно менять вид деятельности, обстановку, заниматься физическими упражнениями, проводить время с друзьями.

Автор: Савченко Игорь Анатольевич, психолог, кандидат психологических наук, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие» г. Москвы, почетный работник общего образования РФ, лауреат ВВЦ в области образования, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член Объединения психодраматерапевтов и психодраматистов «Ассоциация психодрамы».

По материалам Портала официальных сайтов образовательных организаций Московской области (https://edumsko.ru/consultation/psiholog/psihologicheskaya_podgotovka_starsheklassnika_k_itogovoj_attestacii_gia_ege)

Вся информация о школах и подача заявления на зачисление

ОПРОС НОКО

ОПРОС НОКО

Задать вопрос

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

ГОСУСЛУГИ

Электронный журнал

Электронный дневник / журнал

Запись в первый класс

Запись в первый класс

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

8 800 200 01 22