Опыт работы руководителя музея «Моё Отечество»

педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея "Мое Отечество" МБОУ "Лицей №2, г.Протвино Костина Н.А.

Музейная педагогика широко развивается в МБОУ Лицей №2, гармонично вливаясь в тематические разработки лицейской экспериментальной площадки при Академии Социального Управления (АСОУ). Музей лицея №2 г. создан стараниями учащихся и педагогического коллектива при содействии Совета ветеранов города в 1971 году.
Деятельность нашего музея развивается в тесном контакте с Советом ветеранов, с другими различными общественными организациями, с городским Историко-краеведческим музеем. Я считаю, что педагоги дополнительного образования имеют преимущество перед педагогами общеобразовательной школы в воспитании патриотизма, потому что могут рассказать об исторических фактах: сражениях и битвах, государствах и личностях, в непринужденной, нерегламентированной обстановке, приглашая непосредственных участников событий на занятия. Одухотворяя историю, педагог методически, сознательно делает акцент на роли личности в истории, уделяя центральное место подробному рассказу о жизни героев во благо Отечества.
Проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания подростков становятся наиболее злободневными в последние годы. Их не решить отдельными акциями и «мероприятиями». Патриотическое воспитание предполагает формирование и поэтапное развитие целого комплекса социально обусловленных, реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития является мотивационно-ценностное ядро личности, вокруг которого обретают смысловую определенность духовно-нравственный, идейно-мировоззренческий, социокультурный и деятелъностно-реализационный компоненты. В процессе формирования чувства патриотизма у воспитанника необходимо использовать все эти четыре составляющие.
Перед школьным музеем «Мое Отечество» поставлены следующие задачи:
• способствовать развитию духовной культуры и нравственности подростка, пониманию необходимости сохранения исторической памяти;
• воздействовать через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
• формировать культуру межнациональных отношений, которая имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика;
• оптимально раскрыть творческий потенциал каждого подростка;
• способствовать профессиональному самоопределению;
• расширять знания, полученные на уроках истории, географии, биологии, экологии, информатики, обществознания.
Историческое познание и практическая деятельность образуют систему различных видов историко-краеведческой деятельности:
• познавательной;
• преобразовательной;
• ценностно-ориентированной;
• коммуникативной.
Историческое краеведение, как система различных видов человеческой деятельности, создает благоприятные условия для всестороннего развития личности. Все четыре вида историко-краеведческой деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, выступают в органическом единстве. Анализ работы музея «Мое Отечество» лицея №2 подтверждает, формирование и развитие у обучающихся интереса к истории отечества, истории родного края, к истокам своей родословной. Краеведческая работа музея идет в тесном контакте с городским Советом ветеранов. В 2003 году по просьбе Совета ветеранов было принято решение о присвоении имени 194-ой Речицкой Краснознаменной стрелковой дивизии (оборонявшей с октября по декабрь 1941 года места, где теперь расположен город Протвино) лицею №2 (Постановление губернатора Московской области от 23.09.2003 г.) и передаче на хранение в музей «Мое Отечество» боевого красного знамени вышеназванной дивизии. Совместно с Советом ветеранов было разработано «Положение о знаменной группе». Знаменная группа состоит из двух подразделений, в каждое из которых входит знаменосец и два ассистента. Кандидаты в состав знаменной группы отбираются из актива музея «Мое Отечество». Разработан ритуал посвящения в знаменосцы.
На протяжении сорока лет музей действует в сфере дополнительного, неформального образования. Сюда дети приходят в свободное время, по собственному желанию. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина — это не только результат его знаний о своем Отечестве, это — сложившийся эмоционально окрашенный внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей, чему и способствует деятельность лицейского музея. Дети узнают об истории, культуре, природе своего края не только из книг и лекций педагогов, но и в процессе его изучения активными средствами: походы, научные экспедиции, краеведческие наблюдения, исследования, проектная деятельность, знакомство с фондами музея и экспонатами. Музей образовательного учреждения стал структурным подразделением и неотъемлемой частью единого воспитательного пространства и полностью отвечает его потребностям.
Поскольку историко-краеведческий материал по своему хронологическому размаху очень велик и не менее разнообразен по содержанию, то в своей работе я выделила самостоятельные направления с более узкими сферами исследования:
• во-первых, военное прошлое Серпуховского района, а также мест, где теперь расположен город Протвино, боевые действия на южном рубеже обороны Москвы в декабре 1941 года, участие в них жителей города и района;
• во-вторых, история города Протвино, сбор материала о первых строителях;
• в-третьих, летопись лицея №2.
За много лет работы с краеведческим материалом у меня сложилась стройная система планирования, которой я следую ежегодно, внося периодические изменения и дополнения. Работа в музее «Мое Отечество» складывается из многих составляющих. Все начинается с рабочих программ, в которые я вношу региональный компонент. В начале каждого учебного года в соответствии с планом работы лицея №2 разрабатывается общий план работы музея, а также:
• план работы краеведческого кружка «Хронограф»
• планируются основные направления поисковой работы музея;
• формулируются темы исследовательских работ в кружке «Умка»;
• проводится набор в лекторскую группу, и группу экскурсоводов;
• избирается знаменная группа;
• намечаются основные направления в работе КИДа и ЮДП.
Мы тесно сотрудничаем с Историко-краеведческим музеем города Протвино. Разработана общая программа «Люби и знай свой край» для учащихся шестых и седьмых классов. В течение учебного года нами проводятся одно-два крупных совместных мероприятия, которые становятся заметными страницами в культурной жизни города. Например: урок- игра «Однажды на гулянии...» для учащихся 7-ых классов, участвовали в организации (составили из стихотворений дочери погибшего бойца поэтическую композицию и исполнили ее) торжественного траурного мероприятия в городском историко-краеведческом музее, посвященного передаче останков бойца 194й стрелковой дивизии Камышана родственникам, проживающим в станице Брюховецкая Краснодарского края, для последующего захоронения.
В рамках проблемного (исследовательского) подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе активного освоения мира. Характерной чертой дидактических поисков в этом направлении является учебная дискуссия, вовлечение детей в которую связано с формированием коммуникативной культуры. В 2015 году к 100-летию со дня рождения танкового аса - Героя Советского Союза Д.Ф.Лавриненко был организован круглый стол на тему: «Должны ли мы помнить героев?»
Участниками круглого стола стали:
1. учащиеся 9-ых классов и их классные руководители,
2. представители от Протвинского отделения организации «Боевое братство» и Совета ветеранов,
3. актив музея.
Обычная форма работы – теоретическое занятие, экскурсия, организация встреч с интересными людьми, практикум, тренинг, работа с музейным предметом, с документами из фонда музея. В некоторых случаях занятие может быть заменено клубным мероприятием, участием в конкурсе, конференции, экскурсией, поездкой или походом по местам Боевой Славы, участием в Вахтах Памяти в различных акциях и мероприятиях патриотической направленности. Занятия включают беседы, семинары, игры, экскурсии.
Краеведческо-экскурсионная деятельность используется как способ реализации аксиолого-компетентностного подхода, позволяющий превратить школьника в субъекта общения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, через исследовательскую деятельность, в основе которой лежат концептуальные положения:
• нет класса в общем понимании, а есть детско - взрослая сообщность;
• нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности;
• не просто общение, а передача социально-культурного опыта;
• нет традиционного обучения, а есть ситуационное обучение действием;
• есть сообщество «педагог - школьник – родитель» как обучающийся коллективный субьект.
Результатом использования различных педагогических технологий является педагогическое сотрудничество детско - взрослого сообщества, направленное на укрепление здоровья школьника, развитие инициативности, самостоятельности, коммуникативных навыков, устойчивого познавательного интереса к учебным дисциплинам и формирование осознанной мотивации к познанию.
Итоговая и промежуточная аттестация воспитанников проходит во время участия их в мероприятиях, при проведении экскурсий и публичной защите своей проектной работы. Оценка деятельности учащихся не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как демонстрирует общий уровень понимания музейно-краеедческой деятельности.
Мониторинг роста компетентностей обучающегося производится в конце каждого учебного года – определенного этапа обучения, а также по прохождении Программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни. Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса и развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.
Каждая группа ребят на выпуске готовит исследовательскую работу, с которой выступает на лицейских и городских конференциях, особо успешные учащиеся представляют свои работы на всероссийских конференциях и конкурсах исследовательских работ. Среди активистов музея есть призеры и победители Всероссийских и областных конференций, а также лауреаты международных конференций и дипломанты финала всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество».
Разработаны темы: «Роль 178-го истребительного авиационного полка в обороне города Серпухова», «Лингвистический анализ творчества протвинских поэтов», «Подвижники земли русской», «Боевой путь 194-ой Речицкой Краснознаменной стрелковой дивизии», «Церковь Казанской Иконы Божией Матери как духовное и культурное наследие южного Подмосковья», «Афганистан, боль души моей... » и другие. Ребята исследуют военное прошлое своих родственников, жителей города, ветеранов ВОВ, очень часто история семьи переплетается с историей нашего учебного заведения, ведь наш город очень маленький. Все это – уникальный материал для сохранения традиций и духовности.
Несколько лет ведется разработка темы об учителях лицея «Атланты держат небо, а школу... – учителя», цель которой: привлечь внимание детей к личности педагога, сделать их отношения более доверительными. Учащиеся берут интервью у своих педагогов, учатся обрабатывать полученную информацию.
В ходе обучения воспитанник занимает активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивает предлагаемый материал, а познаёт мир, вступая с ним в активный диалог, самостоятельно ищет ответы на поставленные вопросы и не останавливаться на найденном решении, как на окончательной истине.
Уже несколько лет мной используется такая форма работы, как проведение различных акций, например «Твори добро». По списку, согласованному с городским Советом ветеранов, посещаем с детьми одиноких ветеранов войны и труда, не выходящих самостоятельно из дома. Тем кто в этом нуждается, учащиеся помогают в уборке квартир к праздничным датам, к другим просто приходят и поздравляют с днем рождения, а иногда просто разговаривают по телефону. В рамках участия в городской акции «К 70-летию Победы 70 добрых дел» , 7 мая 2015 года поздравили четырех ветеранов, не выходящих из дома с днем Победы, подготовив для них небольшие музыкально-поэтические композиции и подарки. А также мы принимаем участие в различных городских акциях, связанных с оказанием помощи ветеранам, таких как «Шкатулка для ветерана» - сбор пожертвований для конкретных людей. Например на деньги, собранные нами перед праздником 9 мая, была куплена и установлена газовая плита для конкретного ветерана. «Подарок ветерану - сбор продуктовых наборов к Дню Победы и доставка их одиноким людямн, а также «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк». Есть у нас и собственная акция, которую мы проводим «Не прорастай трава забвенья» - мы ходим и убираем мусор на мемориале «Рубеж обороны».
Я использую и такую распространенную форму, как организация уроков мужества и встреч с ветеранами по различной тематике. Назову некоторые из них: «Есть такая профессия - родину защищать» (это встречи с ветеранами вооруженных сил), «Встречи с первыми строителями Протвино», «встречи с ветеранами труда» (людьми интересных профессий: учеными, санитарным врачом, этнографом), «встречи с детьми войны» и т.д. Лицеисты гордятся личным знакомством с ветеранами, записывают их рассказы, с удовольствием и ответственностью участвуют в акции «Сюрприз ветерану». Традиционными в первый год обучения стали конкурсы сочинений на патриотические темы: «Орден в моем доме», «Судьба семьи в судьбе страны», «Война в судьбе моей семьи».
В музейной деятельности значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Музей образовательного учреждения - это не только объект социальной памяти, но и детско - взрослое сообщество. Это и некая игра в музей, в которой можно примерить на себя роль экскурсовода, историка, исследователя, художника-оформителя и даже актера. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в. качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Цель использования технологии –игра в игре – обеспечение усвоения знаний по краеведению, умений и навыков с помощью педагогических игр. Процесс обучения происходит на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровые приемы и ситуации выступают как средство побуждения и стимулирования воспитанников к учебной и познавательной деятельности.
В практической работе я использую игру, разработанную Г.В.Великовской "Создаем музей" , а также мной разработана (на материалах из фонда школьного музея) краеведческая игра брейн-ринг "Битва за Москву".
Использую форму КТД. Например, мероприятие, посвященное празднованию очередной годовщины победы в ВОВ: «Подвигу народа жить в веках». Ведущие рассказывают о главных этапах Великой Отечественной войны, их слова перемежаются выступлениями учащихся. Каждый класс готовит свое выступление в форме исполнения или инсценировки под фонограмму песни военных лет, звучат стихи о войне, показываются тематические танцевальные композиции. Использую различные ролевые игры, инсценировки.
При изучении краеведческих материалов, используя информационные технологии, можно воспитать устойчивый интерес к истории родного края, а через этот аспект способствовать формированию чувства патриотизма у обучающихся.
В последние годы особенно востребованной стала проектная деятельность, в процессе которой у подростков формируется активное отношение к решению поставленных задач, позволяющее приступить к собственному исследованию. Собирая по крупицам материал, ребята узнают о военном прошлом своих родственников, жителей города, ветеранов Великой Отечественной войны, анализируют и систематизируют информацию. Все это – уникальный материал для сохранения исторического наследия, традиций и духовности. Для подобной деятельности необходимо тесное сотрудничество с социальными партнерами. Музей «Мое Отечество» связывают многолетние дружеские отношения с Советом ветеранов г.Протвино, Центральной городской библиотекой имени Е.Дашковой, городским историко-краеведческим музеем. Целенаправленная и плодотворная совместная работа дает хорошие результаты. Примером может служить социально-патриотический проект «Диалог поколений».