Описание работы над социально-патриотическим проектом «Диалог поколений» , как пример использования одной из наиболее современных педагогических технологий


Проект «Диалог поколений» - результат совместной работы с городской центральной библиотекой имени Е.Дашковой. В нашем лицее регулярно проводятся конкурсы сочинений о Великой Отечественной войне. Узнав, что библиотекой готовится к выпуску сборник «Дети войны», мы решили осуществить проект, который включил в себя конкурс сочинений «Не прорастай, трава забвения» (воспоминания о членах семьи, участвовавших в ВОВ) и конкурс интервью «Диалог поколений» (о жителях города, чьи воспоминания связаны с событиями ВОВ). Участниками проекта стали активисты клуба «Мое Отечество», учащиеся 6-х классов, учителя русского языка и литературы Меркухина В.В., Бузько А.В., краевед городской библиотеки Бокатура Н.М., составитель сборника Чечикова Г.Н., руководитель клуба «Мое Отечество» Костина Н.А.
Работа проходила в четыре этапа:

1 этап (подготовительный). Учащиеся разделились на творческие группы. Каждая группа составила анкету из вопросов, которые она хотела бы задать на встрече.
2 этап (исследовательский). На этом этапе происходил сбор информации, ее обработка, структурирование и анализ. Ребята встречались в Совете ветеранов с жителями нашего города, пережившими военные события, задавали им вопросы, записывали их рассказы, фотографировали, производили видеосъемку. Они расспрашивали своих бабушек и дедушек об их военном детстве, о прадедушках, погибших на полях сражений. Часто оказывалось, что в их собственной семье были люди, совершившие в военное лихолетье героические поступки и даже подвиги, которыми можно и нужно гордиться.
Дети писали письма на фронт, в прошлое, своим погибшим прадедам. Вот одно их таких писем.


Моему прадеду, погибшему во время войны, посвящается...

"Если бы ты был жив, то узнал бы, каким стал наш мир, как изменились люди, какой стала жизнь.
Если бы ты был жив, то понял бы, что жизнь продолжается и с каждым днём совершенствуется, хотя сейчас уже и без тебя.
Если бы ты был жив, то увидел бы, как в наше время живут и возрождаются культура и искусство, как быстро развиваются наука и технологии.
Если бы ты был жив, то узнал бы о полётах в космос, о выдающихся людях, обо всех открытиях и достижениях современного народа, посмотрел бы на компьютеры и на всё то, что сейчас является частью нашей теперешней жизни.
Если бы ты был жив, ты бы просто жил в нашем мире, и мне не пришлось бы писать тебе это письмо, ты бы сам всё и так знал, всё то, о чём я тебе пишу, ты бы знал меня, знал бы мою сестру и всех моих родственников, которых не было при твоей жизни, а ведь с некоторыми ты просто не был знаком.
Если бы ты был жив, то рассказал бы мне о своём времени, о войне, которую ты пережил, о себе, о тех, кто с тобой воевал, о немцах, о довоенном времени, о своём детстве, обо всём, что ты прошёл за свою недолгую, но героическую жизнь. Ведь услышать о войне и о жизни в те времена от человека, который действительно это пережил, намного дороже, чем от кого-то в теории, от того, кто не знает, что на самом деле это такое.
Если бы ты был жив, то знал бы, что я живу в городе Протвино Московской области и всё ещё помню тебя, хотя тебя и не знаю.
Если бы ты был жив, ты бы знал, как я и ещё очень многие, как мы все любим тебя и никогда, никогда не забудем. Мы всегда с тобой.
Если бы ты был жив...
Твоя правнучка Елена. 31 марта 2014 г.

 

На заседании актива музея шестиклассники делились своими впечатлениями, обменивались полученной информацией, слушали сообщение членов Совета музея Еремеева А. и Исаева Н. о «178-ИАП» и «Г. Жуков – маршал Победы» и. т.д. Собранные ребятами материалы систематизируются и становятся основой сценария и фотовыставки для оформления итогового мероприятия.
3 этап (практический). Участники проекта писали сочинения и сдавали их на проверку. Учителя русского языка и литературы оказывали помощь ребятам на этом этапе, проверяли работы, редактировали. После чего работы были напечатаны.
4 этап (представление проекта). Руководителем музея «Моё Отечество» был разработан сценарий мероприятия по подведению итогов проекта. Сценарий представлял собой композицию, в которой использовалась информация о реальных событиях 1941 - 1945-ых годов, дополненная выдержками из интервью и сочинений учащихся.
В процессе работы над проектом произошло развитие коммуникативных навыков учащихся. Дети учились общаться с людьми старшего поколения, быть терпимыми к чужому мнению, учились слушать. Пытались систематизировать, анализировать и облекать в художественную форму полученную информацию. Некоторая часть детей из числа активистов музея, задействованная в организации встреч шестиклассников с участниками войны, проявила повышенный интерес к событиям, связанным с историей Великой Отечественной войны. Таких детей оказалось 4. Они написали собственные исследовательские работы: "Наш первый директор Несмелов М.В." ( 1 место на городской краеведческой конференции), " "Сталин - кто он? ( анализ деятельности И.В.Сталина. как руководителя государства) (диплом 1 степени в секции история на Всероссийской конференции учащихся и студентов "Молодежь и инноватика" в г.Серпухове, "Плацдарм "Малая земля"( диплом 2 степени в секции история на Всероссийской конференции учащихся и студентов "Молодежь и инноватика" в г.Серпухове). Четвертая работа не относится к событиям. связанным с Великой Отечественной войной. она была написана после встречи в Совете ветеранов с участниками ВОВ, на которой присутствовали представители городской организации "Боевое Братство". Работа "Боль души моей, Афганистан", или один из эпизодов холодной войны" посвящена событиям, связанным с войной в Афганистане: Работа получила диплом лауреата на 6 международной конференции учащихся и студентов в г.Протвино, в секции история.
На подведение итогов были приглашены ветераны - участники встреч, родители участников проекта и учителя литературы. На праздничном мероприятии заместитель председателя Совета ветеранов г. Протвино В.Т.Карюгин в своем заключительном выступлении заметил: «Меня приятно поразило уважительное отношение детей к нам, людям старшего поколения, их неподдельный интерес к событиям того героического времени, желание понять и почувствовать то, что мы пережили».
За лучшие работы учащимся были вручены специальные дипломы, макет диплома был разработан одним из родителей. На данный момент сборник уже издан. Десять лучших детских работ вошли в сборник. Сочинения детей стали частью общей работы, в процессе которой они узнали, что в нашем лицее учится правнучка Героя Советского Союза, что родственник Даши Головановой практически повторил подвиг Зои Космодемьянской, что в книге памяти в числе погибших ошибочно значится имя Ираиды Федоровны Евстратовой, которая здравствует по настоящее время, и что даже воспоминания 4-хлетнего ребенка вносят в общую картину войны свои краски. И без них картина была бы не полной.
Проект «Диалог поколений» погрузил детей в историческое прошлое и помог на примере близких им людей, очевидцев тех далеких событий попытаться понять и осознать величие подвига нашего народа в годы войны.
Своим опытом мы делились на городском круглом столе «Организация традиционных и праздничных мероприятий совместно с учреждениями дополнительного образования и культуры» (ноябрь, 2015г), в рамках регионального семинара состоялась презентация 2-й части сборника детских работ (апрель, 2016г.). В планах – создание 3-й части сборника.
Осенью 2015 году была напечатана II часть сборника "Дети войны. Дети о войне". В нее вошли десять лучших работ учащихся участвовавших в проекте. В мае 2016 года в лицее №2 состоялось мероприятие, посвященное дню Победы, которое называлось "Дети войны". Сценарий мероприятия был составлен в виде инсценировки по воспоминаниям жителей Протвино, перенесшим в детстве ужасы войны, воспоминаний, включенных в сборгник, записанных ребятами участниками проекта. Мероприятие получилось эмоционально-окрашенным и оставило след в памяти присутствовавших на нем "детей войны" , исполнителей , участников проекта и приглашенных учащихся 7-8 классов.
Все перечисленные формы работы, глубоко и правильно используемые, дают хорошие результаты в деле воспитания личности, в деле патриотического воспитания, развивают интерес к учебе. Ребята, работающих в музее, в лекторских группах, в группах экскурсоводов, в секции «Хронограф» и кружке «Патриот» имеют высокое качество знаний по общественным дисциплинам, показывают хорошие результаты на уроках информатики. Своей заинтересованностью они привлекают к совместной деятельности и других учащихся.
Педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея "Мое Отечество" МБОУ "Лицей №2, г.Протвино Костина Н.А.