ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область
ЛИЦЕЙ №2


муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
г. Протвино
Московская область

Культура здоровья школьников: cущность проблемы, стратегия решения

Пастухов Михаил Геннадьевич, учитель физической культуры

Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный, инвалидизирующий образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия - это болезнь, определение которой звучит так: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности".

Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей, 70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% - имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления и т.д.

В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма как источника индивидуализации здорового образа жизни. Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, "втискивание" всех детей в рамки единых требований без учета предела их физических возможностей наносит колоссальный ущерб развитию личности школьника, дисгармонируют ее. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защитные реакции протеста или избегания занятий физкультурой. Зайдите в спортивные залы, посмотрите, сколько детей сидят на скамейках, "случайно" забыв спортивную форму! Ребенок попадает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, что понижает его самооценку. Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований (кроссы, "Веселые старты" и. т.д.), в которых из-за своих слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников. Усугубляет страдания ребенка негативное отношение родителей к отсутствию у него спортивных достижений, особенно на фоне нереализованных собственных родительских амбиций или неоправданных ожиданий от своего ребенка. Помочь такому школьнику обязаны прежде всего учителя физкультуры, родители, психологи, классный руководитель. Их задача - научить ребенка помогать самому себе, найти ту социально -психологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился аппетит заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья. Движение - это жизнь. Еще в XVIII в. известный французский врач Тиссо писал: "Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения".

К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются

спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя и т.д.), не делают утренней зарядки и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.

Анализ массовой практики физического воспитания в образовательных учреждениях позволяет сделать вывод: физическое воспитание сводится лишь к развитию физических кондиций учащихся (ловкости, силы, гибкости и т.д.) и компенсации недостаточной двигательной активности. В некоторых образовательных учреждениях вводится дополнительный урок физической культуры, открываются спортивные секции (к сожалению, в них занимаются в основном физически одаренные, способные дети). Однако это не создает предпосылок для формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью и ведению здорового образа жизни как нормы, так как школьник исключен из этого процесса как субъект деятельности. Мы убеждены, что человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья и эти процессы носят глубоко субъективный характер, поэтому педагог-наставник и должен целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ученик может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья.

Практика убеждает в том, что целенаправленная работа по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы обеспечивается следующими составляющими этого процесса:

· установкой на ценность собственного здоровья;

· приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;

· овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;

· умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

· созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.

Нами определен механизм приобщения детей как субъектов этой деятельности к созиданию, проектированию своего собственного здоровья. Он заключается в следующем:

· Интериоризация ценности собственного здоровья как уникальной и непреходящей.

· Самостоятельный поиск школьником средств для достижения поставленной цели - сохранить и улучшить собственное здоровье.

· Определение препятствий при реализации поставленной цели.

· Самостоятельный поиск резервов для преодоления препятствий на пути созидания здоровья, включая стимулирование, и т.д.

Осознание школьниками необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание наставниками всех необходимых условий для этого дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании культуры здоровья детей и подростков.

В нашем образовательном учреждении созданы благоприятные условия для обучения и повышения физической культуры детей на уровне технологий, подходов к организации образовательного процесса, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:

· образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;

· формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования физического развития;

· получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;

· создания оздоровительной системы физического воспитания с использованием

базовых форм:

 уроков физической культуры;

 выполнения домашних заданий по физкультуре;

 самостоятельных тренировок любимым видом спорта;

 проведения подвижных игр на переменах;

 занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования;

 семейных занятий спортивными увлечениями ( походов, вылазок на лыжах, рыбалки, вечерних пробежек, семейных соревнований по теннису, подтягивания на перекладине и т.д).

Интегративным показателем результата здоровьесберегающей и здоровьеохранной деятельности школьников является культура здоровья, под которой мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром, способности создавать душевное равновесие у себя и окружающих, способности воспринимать и создавать прекрасное вокруг себя.

Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо одолеть врага более сильного и коварного - самого себя, свою леность и стереотипное мышление, изменить в себе потребительское отношение: если я буду болеть, то общество пусть меня лечит.

Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам!

Инновационные методы диагностики и сопровождения здоровья учащихся в процессе физического воспитания

Заикин Ю.П., учитель физической культуры высшей квалификационной категории

Уровень психофизического здоровья как один из базовых критериев благополучия и развития учащихся в учебно-воспитательном процессе рассматривается нами в виде отправной точки при разработке и организации процесса физического воспитания на всех ступенях образования.

Результаты современных исследований состояния здоровья школьников позволяют сделать вывод о тенденции ухудшения психосоматического состояния учащихся.

В ситуации реформы отечественной системы образования, внедрения новых федеральных государственных стандартов образования одной из приоритетных задач данного этапа становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Для решения этих вопросов необходимы инновационные диагностические методы исследования и сопровождения здоровья учащихся, которые отвечали бы одновременно трем следующим условиям:

- во-первых, с учетом того, что большинство современных методов обследования ориентированы преимущественно на определение структурного состояния различных внутренних органов и систем, новые методы должны оценивать их состояние в терминах функциональной активности или – другими словами – быть «функциональными»;

- во-вторых, поскольку каждый из используемых в настоящее время методов способен определять состояние одного (одной) или в лучшем случае нескольких органов (систем) организма, то есть быть «системным»;

- в-третьих, если все современные методы чувствительны к одному или к нескольким внешним и внутренним факторам, влияющим на состояние здоровья человека, то данные методы должны выявлять и оценивать воздействие сразу всех факторов влияния, то есть быть «универсальными».

Наиболее полно, с нашей точки зрения, отвечают данным критериям и требованиям компьютерный комплекс экспресс-диагностики состояния здоровья «Диакомс» (автор В.В.Лакин), программно-методический комплекс «Социомониторинг» (автор О.Е.Хабарова), компьютерная программа «Моделус» (автор В.А.Поляков) на основе метода кардинальной психодиагностики, позволяющие осуществлять комплексную оценку психофизического состояния здоровья учащихся и содержание межличностных отношений, устоявшихся норм реализации учебно-образовательной деятельности и механизмов регуляции поведения детей.

Показатели карты «Диакомс» с высокой степенью вероятности позволяют оценить психофизическое состояние учащихся по следующим показателям:

- Психическая напряженность; Конфликтность, агрессивность; Тревожность (межличностная, самооценочная); Склонность к фобиям; Склонность к истощению ЦНС, снижение концентрации внимания, быстрая истощаемость внимания; Повышенная возбудимость ЦНС, трудности переключения внимания, дефицит внимания; Склонность к снижению адаптации; Снижение волевого уровня; Снижение мотивации к обучению; Адаптационный синдром; Снижение активности интеллектуального уровня.

Уровень математической обработки позволяет выводить профиль психофизического здоровья всего класса. (читать полностью .doc)

Новые требования по организации работы на уроке в соответствии с ФГОС НОО и ООО

Заикин Ю.П., учитель физической культуры высшей квалификационной категории

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Изменилась структура стандарта.

ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.

Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования - критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений. (читать полностью .doc)

Средства здоровьесберегающих технологий

Заикин Ю.П., учитель физкультуры выысшей квалификационной категории

 

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы;
4) факторы становления ценностного отношения к здоровью.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относят такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это - движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведения занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

Учёт влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определённые биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Подробнее...

Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме: «Уравнения с одной переменной»

Методическая разработка (смотреть .doc)

Тема «Уравнения с одной переменной» занимает важное место в математике. Эта тема связана с другими содержательными линиями: неравенства, график функции.
В теме изучаются определение целого и дробно-рационального уравнения и способы их решения. При изучении темы имеются возможности для развития памяти, логического мышления, формирования у учащихся навыков алгоритмической культуры и самостоятельной работы. Уравнения с одной переменной, сами по себе, представляют интерес для изучения, так как именно с их помощью на символьном языке записываются важные задачи познания реальной действительности. Как в самой математике, так и в её приложениях с уравнениями с одной переменной приходится сталкиваться очень часто, т.к. уравнения являются одним из главных элементов языка алгебры. Овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат – одна из главных задач преподавания математики.
Ожидаемые результаты – ученики должны знать определение целого и дробно-рационального уравнений, алгоритмы и способы решения уравнений, уметь применять их на практике.

Цель работы:
Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы алгебры 9 класса: «Уравнения с одной переменной»
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.

Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.
2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ
3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.
4. Составить фрагмент учебной рабочей программы «Поурочное планирование образовательных результатов освоения математики» (в соответствии с темой).

(смотреть .doc)

Вся информация о школах и подача заявления на зачисление

ОПРОС НОКО

ОПРОС НОКО

Задать вопрос

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

ГОСУСЛУГИ

Электронный журнал

Электронный дневник / журнал

Запись в первый класс

Запись в первый класс

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

8 800 200 01 22