Применение алгоритмических предписаний на уроках математики в старшей и средней школе (смотреть .doc)

При обучении математике, как и при обучении, другим предметам, учащихся необходимо вооружать системой общих и специфических приемов умственной и практической деятельности, с помощью которых они наиболее рационально решат поставленные перед ними задачи. Исследования показывают, что одним из эффективных путей в этом направлении является использование алгоритмов.
Применительно к учебному процессу больше подходят предписания алгоритмического типа, которые в отличие от математического алгоритма не предлагают такой жесткой фиксации последовательности элементарных операций, выполнение которых приводит к решению задач такого типа. Кроме этого, в алгоритмических предписаниях понятие «элементарная операция» имеет относительный характер. Объясняется это тем, что для различных студентов степень простоты операции различна. Например, продифференцировать функцию для одних учеников действительно просто, а для других – сложно.
Опыт показывает, что при составлении предписаний алгоритмического типа не следует стремиться к чрезмерному дроблению операций: слишком «простые» действия создают у студентов ошибочное впечатление, будто решаемые задачи очень просты. А это ведет к ослаблению интереса у учеников при решении соответствующих задач. С другой стороны, операции алгоритмического предписания не должны быть слишком сложными. В противном случае оказались бы нарушенными дидактические принципы доступности учебного материала, что также отрицательно повлияло бы на интерес учеников к занятиям.
Из сказанного следует, что в качестве последовательных операций в предписаниях алгоритмического типа должны быть предложены такие задачи, выполнение которых требует от учеников преодоления посильных для него трудностей.
Целесообразно не давать ученикам готовые алгоритмы, а привлекать их самих к построению алгоритмических предписаний. Это способствует разрешению одной из важнейших задач процесса обучения – развитию творческой деятельности студентов. Привлечение учеников к самостоятельному построению алгоритмических предписаний должно проводиться не от случая к случаю, а систематически. (смотреть .doc)