Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить:

· солнечные и воздушные ванны,

· водные процедуры,

· фитотерапию,

· ароматерапию,

· ингаляцию,

· витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов — фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

· выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

· личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);

· проветривание и влажная уборка помещений;

· соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

· привитие детям элементарных навыков при мытье рук, исполь­зовании носового платка при чихании и кашле и т. д.;

· обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простей­шим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах );

· организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;

· ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Формирование ценности здоровья – одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективны в этом направлении – программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьёй с целью пропаганды здорового образа жизни, в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.