Инновационные методы диагностики и сопровождения здоровья учащихся в процессе физического воспитания

Заикин Ю.П., учитель физической культуры высшей квалификационной категории

Уровень психофизического здоровья как один из базовых критериев благополучия и развития учащихся в учебно-воспитательном процессе рассматривается нами в виде отправной точки при разработке и организации процесса физического воспитания на всех ступенях образования.

Результаты современных исследований состояния здоровья школьников позволяют сделать вывод о тенденции ухудшения психосоматического состояния учащихся.

В ситуации реформы отечественной системы образования, внедрения новых федеральных государственных стандартов образования одной из приоритетных задач данного этапа становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Для решения этих вопросов необходимы инновационные диагностические методы исследования и сопровождения здоровья учащихся, которые отвечали бы одновременно трем следующим условиям:

- во-первых, с учетом того, что большинство современных методов обследования ориентированы преимущественно на определение структурного состояния различных внутренних органов и систем, новые методы должны оценивать их состояние в терминах функциональной активности или – другими словами – быть «функциональными»;

- во-вторых, поскольку каждый из используемых в настоящее время методов способен определять состояние одного (одной) или в лучшем случае нескольких органов (систем) организма, то есть быть «системным»;

- в-третьих, если все современные методы чувствительны к одному или к нескольким внешним и внутренним факторам, влияющим на состояние здоровья человека, то данные методы должны выявлять и оценивать воздействие сразу всех факторов влияния, то есть быть «универсальными».

Наиболее полно, с нашей точки зрения, отвечают данным критериям и требованиям компьютерный комплекс экспресс-диагностики состояния здоровья «Диакомс» (автор В.В.Лакин), программно-методический комплекс «Социомониторинг» (автор О.Е.Хабарова), компьютерная программа «Моделус» (автор В.А.Поляков) на основе метода кардинальной психодиагностики, позволяющие осуществлять комплексную оценку психофизического состояния здоровья учащихся и содержание межличностных отношений, устоявшихся норм реализации учебно-образовательной деятельности и механизмов регуляции поведения детей.

Показатели карты «Диакомс» с высокой степенью вероятности позволяют оценить психофизическое состояние учащихся по следующим показателям:

- Психическая напряженность; Конфликтность, агрессивность; Тревожность (межличностная, самооценочная); Склонность к фобиям; Склонность к истощению ЦНС, снижение концентрации внимания, быстрая истощаемость внимания; Повышенная возбудимость ЦНС, трудности переключения внимания, дефицит внимания; Склонность к снижению адаптации; Снижение волевого уровня; Снижение мотивации к обучению; Адаптационный синдром; Снижение активности интеллектуального уровня.

Уровень математической обработки позволяет выводить профиль психофизического здоровья всего класса. (читать полностью .doc)